Семейный парапсихолог Татьяна, Екатеринбург

Телефон: +7(912) 682-8553. Почта: kevah@ya.ru
Помогаю обрести душевное спокойствие и радость в жизни...

  О себе       Услуги       Отзывы


Главная / Учеба Сатпрем: Успокоение витального, фото

Успокоение витального

Глава VI с сокращениями из книги Сатпрема
"Шри Ауробиндо, или Путешествие Сознания"

Моральные узы

В нашем существе есть одна область, которая является источником как больших трудностей, так и большой энергии. Источником трудностей - та как она стремится исказить всё, что приходит извне или свыше, бешено противостоя нашим усилиям успокоить ум, стараясь засосать сознание на свой уровень мелких занятий и интересов, препятствуя таким образом его свободному движению к иным сферам; источником энергии - так как это проявление в нас великой силы жизни. Этот регион, расположенный между сердцем и витальным центром, Шри Ауробиндо называет витальным.

Это место всевозможных смешений; удовольствие неразрывно связано со страданием, боль - с радостью, зло - с добром, а притворство - с правдой. Самые разные духовные традиции мира нашли эту зону настолько сложной, что предпочли полностью отвергнуть, оставив место лишь для так называемых "религиозных эмоций" и настоятельно рекомендуя новообращенному отринуть всё остальное. Человеческую природу не изменишь - кажется, все согласны с этим. Но эта моральная хирургия, как называет ее Шри Ауробиндо, имеет два недостатка: во-первых, она не приносит настоящего очищения, потому что высшие эмоции, какими бы утонченными они ни были, так же неоднородны, как и эмоции низшие, ибо они по существу сентиментальны и, следовательно, частичны; во-вторых, эта хирургия на самом деле ничего не предотвращает, а просто подавляет.

Витальное само по себе - сила, совершенно не зависимая от наших рассуждений и моральных позиций. Если мы попытаемся подавить эту силу или заглушить ее радикальным аскетизмом или чрезмерной самодисциплиной, то достаточно малейшей трещины, чтобы вызвать открытое восстание, - а она знает, как отомстить за себя. Или же, если мы обладаем силой воли, достаточной для того, чтобы навязать ей наши моральные или ментальные правила, то мы, возможно, и одержим верх, но при этом иссушим саму силу жизни в нас, потому что неудовлетворенное витальное объявляет забастовку, и мы обнаруживаем, что очистились не только от зла, но и от даров жизни - мы становимся бесцветными и лишенными аромата.

…Мы стремимся не покинуть жизнь, но расширить ее, мы не хотим отказаться от кислорода ради водорода или наоборот… Йога - это великое искусство жизни, - говорил Шри Ауробиндо. Позиция аскета, который говорит "я ничего не хочу", и позиция мирянина, который говорит "я хочу того-то и того-то", - это одно и то же, - замечает Мать. - Один может быть точно так же привязан к своему отречению, как другой - к своей собственности. На самом деле, пока мы чувствуем необходимость отрекаться от чего бы то ни было, мы еще не готовы, мы вязнем по уши в противоположностях…

Шри Ауробиндо, или Путешествие Сознания, фото kevah.ru
фото Татьяна Дербышева / kevah.ru

Привычка ответной реакции

Первое, на что наталкивается ищущий, исследуя витальное - это та часть разума, единственной задачей которого, по-видимому, является придать форму (и оправдание) нашим импульсам, ощущениям и желаниям; Шри Ауробиндо называет ее витальным разумом.

Нам уже известно, как необходимо ментальное безмолвие, поэтому мы постараемся распространить наш метод успокоения и на этот, более низкий уровень. Когда это будет сделано, мы будем видеть вещи гораздо яснее, без всех их ментальных приукрашений; различные вибрации нашего существа предстанут в своем подлинном свете, на своем подлинном уровне. А главное, - мы сможем увидеть, как они приходят.

Внутри этой зоны безмолвия, которую мы обретаем, малейшие движения ментальной, витальной или иной субстанции будут восприниматься нами как сигналы; мы будем немедленно осведомлены о том, что что-то коснулось нашей атмосферы. Таким образом, мы будем естественно воспринимать множество вибраций, постоянно излучаемых людьми, которые даже не осознают этого; мы будем четко знать, что происходит и что за человек стоит перед нами (внешний лоск обычно не имеет ничего общего с этой тонкой вибрирующей реальностью).

Прояснятся наши отношения с внешним миром; мы поймем, почему мы инстинктивно любим или не любим кого-то, почему мы боимся или встревожены, и мы сможем привести всё в порядок, исправить свои реакции, принимать полезные вибрации, отклонять вибрации темные и нейтрализовывать вредные. Ибо мы заметим один интересный феномен: наше внутреннее безмолвие обладает силой.

Если вместо того, чтобы отвечать на приходящие вибрации, мы сохраним абсолютную внутреннюю неподвижность, то мы увидим, что эта неподвижность растворяет вибрацию; вокруг нас возникает нечто, подобное снежной стене, которая поглощает и нейтрализует все удары.


Главная проблема витального состоит в том, что оно ложным образом отождествляет себя почти со всем, что из него исходит; оно говорит: моя боль, моя депрессия, моя личность, мое желание и думает, что оно - все эти маленькие я, но это не так. Если мы убеждены, что всё это - наше, то тогда, очевидно, нам не остается ничего другого, как терпеть всю эту жалкую семейку и ждать, пока она не прекратит все свои бессмысленные фокусы. Но если мы способны сохранять внутреннюю тишину, то мы ясно видим, что всё это не наше; как мы уже говорили, всё приходит извне. Мы всегда принимаем одни и те же длины волн, мы подхватываем любую заразу.

…Присутствие человека вовсе не обязательно - вы можете находиться в одиночестве в Гималаях и точно так же воспринимать вибрации мира. Тогда где же "мое" беспокойство, "мое" желание во всём этом, если не в привычке постоянно ловить одни и те же вибрации?

…Открыв этот механизм, мы открываем в то же время подлинный метод овладения витальным - не хирургический, а успокаивающий. Проблему витального не решить витальной борьбой с ним, - это лишь истощает наши силы, но не уничтожает существования витального во вселенной; эту проблему можно решить, заняв иную позицию - нейтрализовывать его с помощью безмолвного покоя: Когда вы достигаете покоя, - писал Шри Ауробиндо ученику, - очищение витального становится легким делом. Если же вы просто чистите и чистите, не делая ничего другого, то продвижение ваше становится очень медленным, ибо витальное загрязняется вновь и его нужно очищать сотни раз. Покой - это нечто чистое само по себе, поэтому установление покоя - это положительный путь достижения вашей цели. Поиски грязи и очищение ее - это путь отрицательный.

Враждебные силы

Но есть еще одна трудность. Не только те вибрации, что исходят от других людей или из всеобщего витального, доставляют беспокойство ищущему… Есть еще один вид вибраций, который отличается от других своей внезапностью и неистовством.

Ищущий ощущает как эти вибрации в буквальном смысле обрушиваются на него, подобно урагану. В течение нескольких секунд он становится "другим человеком", полностью забывая само свое назначение, свои усилия, свою цель, как если бы всё потеряло свое значение, было сметено потоком, распалось на части. Это то, что Мать и Шри Ауробиндо называют враждебными силами.

Это в высшей степени сознательные силы, единственной целью которых, как кажется, является обескуражить ищущего и заставить его свернуть с выбранного им пути. Можно легко заметить первый признак их появления: омрачается радость, омрачается сознание, всё облачается в трагическую атмосферу. Страдание - это первый признак присутствия врага. Трагедия - любимое пристанище этих сил; именно так они могут создать величайшие опустошения - ибо они вовлекают в игру своего старого партнера, который сидит в нас и продолжает любить трагедию даже тогда, когда взывает о помощи.

Обычно они стремятся, прежде всего, толкнуть нас на внезапные, крайние и необратимые решения с тем, чтобы увести нас как можно дальше с пути - это давящая, навязчивая вибрация, которая требует немедленного согласия. Или же они с поразительной изобретательностью пытаются разрушить основные принципы, которыми мы руководствуемся в наших поисках, чтобы доказать, что мы обманываем себя, и наши усилия ни к чему не приведут.

Чаще же всего они вызывают состояние депрессии, вовлекая в свою игру другого партнера в нас, которого Шри Ауробиндо называет человеком печалей: это приятель, … который кутается в семислойные покровы трагедии и уныния - он не чувствовал бы свое состояние оправданным, если бы не мог быть ужасно несчастным.

Все эти вибрации хаоса, которые мы называем "нашей" печалью или "нашими" заботами, вызывают немедленно ослабление или разрушение защитной "снежной стены", широко распахивая двери перед враждебными силами. В их распоряжении есть множество способов атаковать нас - а это поистине ни что иное, как атака, - и чем сильнее наша решимость, тем они жестче, безжалостнее.

…Кроме того, мы узнаем, что можем пасть лишь так низко, как высоко можем подняться, - наши падения находятся в точном соответствии с нашей способностью к восхождению.


Иными словами, как для индивидуума, так и для мира, эти довольно неприветливые силы служат орудиями прогресса. "Люди возвышаются тем, что способствовало их падению", - гласит мудрость Куларнава Тантры. Мы протестуем против кажущейся бессмысленности и произвола "трагедии", которая потрясает наше сердце или поражает плоть, мы обвиняем "Врага", но разве не может быть, что сама душа - не внешний разум, но дух внутри нас - приняла и избрала всё это как часть своего развития для того, чтобы быстрым темпом пройти через необходимые переживания - прорваться, durchhauten * (нем. "просекать", "прорубать"), даже с риском или ценой ущерба для внешней жизни или тела? Для растущей души, для духа внутри нас, разве не могут трудности, препятствия, атаки быть средством роста, прибывающей силы, расширяющегося опыта, подготовкой к духовной победе?

Мы жалуемся, сетуя на зло, но не будь его здесь - осаждающего нас, бросающего нам вызов, - мы давным-давно схватили бы вечную Истину и превратили бы ее в замечательную маленькую аккуратную пошлость. Истина движется, у нее есть ноги, а князья тьмы существуют для того, чтобы подтверждать, довольно грубо, что она не спит. Отрицания Бога так же полезны для нас, как и признания Его существования, - говорит Шри Ауробиндо. Враг исчезнет лишь тогда, когда он не будет нужен в мире, - заметила Мать. Он нужен, вне сомнений, миру, как нужен золоту пробный камень, чтобы убедиться в подлинности того, что мы делаем.

Сатпрем
Шри Ауробиндо, или Путешествие Сознания.
СПб., 2005. - 352 с.

Расскажите об этой странице друзьям


обновлено 12.12.2011


Учеба, образование
Чай, кофе в офисе
Как подавать чай, кофе
48 законов власти
48 законов власти
Афоризмы
Афоризмы, изречения
Чай, кофе гостям
Как подать чай, кофе гостям офиса
 
Классификация начальников
Классификация начальников
Шри Чинмой
Как стать счастливым
Нарциссизм
Нарциссизм
Дао лидера
Дао лидера
 
Точка зрения
Точка зрения
Хочу, могу и должен
Хочу, Могу и Должен
Лао Цзы
Рассказ Учителя:
Дао Дэ Дзин
Обретение равновесия
Обретение равновесия

 

 

Бог        Любовь        Свобода        Время        Семья        Здоровье        Учеба        Притчи        Просветление        Фото        Юмор        Избранное


Карта сайта    © Kevah.ru